Расположенные в зоне рабочего места шофера различные органы управления автомобилем могут быть классифицированы по назначению как управляющие пуском и работой двигателя, работой механизмов и агрегатов силовой передачи (трансмиссии), направлением движения автомобиля,звуковой и световой сигнализации,работой приспособлений и оборудования,предназначенного для поддержания прозрачности ветрового стекла и для отопления салона кузова.
Многие органы управления автомобилем Москвич-412 имеют общепринятые расположение и и конструкцию.
Включатель 9 зажигания и стартера закреплен в кронштейне на наружной трубе рулевой колонки.
Цилиндр включателя 9 зажигания может быть установлен с помощью ключа в одно из четырех положений .В трех положениях цилиндр фиксируется, а в четвертом удерживается усилием руки.Из исходного положения (прорезь в цилиндре замка расположена вертикально) цилиндр замка может быть повернут по часовой стрелке последовательно в два положения .При повороте до первой фиксации (щелчка)замыкаются цепи зажигания и радиоприемника; при повороте в следующее положение (до отказа) остается включенной цепь зажигания и включается стартер (радиоприемник выключен). При выключении стартера (т.е. при при ослаблении нажима пальцев руки на ключ) цилиндр замка возвращается в предыдущее положение усилием спиральной цилиндрической пружины,помещенной внутри корпуса замка.
При повороте цилиндра замка из исходного положения против часовой стрелки до фиксации (щелчка) включается цепь только радиоприемника.
Ручка 5 управления воздушной заслонкой карбюратора используется при пуске в ход и последующем прогреве холодного двигателя. При вытягивании ручки на себя до отказа воздушная заслонка закрывается.
Рукоятка 10 управления жалюзи радиатора позволяет позволяет менять положение сердцевины радиатора,открытую для сквозного прохода через нее воздуха. При выдвинутой до упора в кронштейн рукоятке створки жалюзи устанавливаются перпендикулярно сердцевине радиатора, и она практически полностью открыта для прохода воздуха. При необходимости форсирования теплового режима работы двигателя следует потянуть на себя рукоятку,установив ее в одно из шести фиксирующихся положений(фиксатор размещен в кронштейне рукоятки).
Рычаг 16 переключения передач может быть установлен в одно из положений,схема которых нанесена непосредственно на его головке.При перемещении рычага вправо от нейтрального положения для последующего включения передачи заднего хода требуется преодолеть сопротивление пружины специального упора.Этот упор предохраняет от случайного включения передачи заднего хода при движении автомобиля вперед.
Пи включении передачи заднего хода автоматически включаются задние сигнальные лампы в отсеках света заднего хода комбинированных задних фонарей, освещающие также дорогу в непосредственной близости от автомобиля.
Для заблаговременной сигнализации о предпринимаемом маневре или повороте автомобиля служит рычаг 14 переключателя световых мигающих указателей поворотов.
Для сигнализации о намерении повернуть автомобиль направо рычаг 14 перемещают вверх до упора,а для сигнализации о повороте налево-вниз.Помещенная в левом верхнем углу комбинации приборов 23 контрольная лампа с рассеивателем зеленого цвета дублирует мигающий свет включенных указателей поворотов.
Механизм переключателей указателей поворотов устроен таким образом,что при выходе автомобиля из поворота на прямую рычаг 14 автоматически возвращается в среднее(нейтральное) положение и мигающие световые сигналы фонарей выключаются.
Вытяжную рукоятку 35 привода ручного тормоза для затормаживания автомобиля вытягивают на себя до отказа.Для последующего оттормаживания поворачивают рукоятку по часовой стрелке до упора.
После 1973 года на Москвичах вместо вытяжной рукоятки привода ручного тормоза применяется рычаг 3,расположенный на туннеле пола кузова,между передними сидениями.Для затормаживания автомобиля охватывают рукоятку рычага и большим пальцем руки нажимают на кнопку 37 предохранительной защелки,а затем поворачивают рычаг снизу вверх.В этом положении рычага включается контрольный фонарь(светофильтр красного цвета) в верхней части шкалы комбинации приборов 23.
Следует отметить,что упомянутый контрольный фонарь в комбинации приборов предназначен для сигнализации об аварийном выходе из строя одной какой-либо ветви системы раздельного гидропривода тормозов на автомобилях,оборудованных такой системой.Включение этого фонаря при каждом затормаживании автомобиля ручным тормозом используется в качестве способа систематического контроля исправности его лампочки и проводки.
Ручка 8 центрального переключателя света может быть установлена в одно из следующих фиксируемых положений:
вдвинута до упора в гайку крепления переключателя-приборы освещения выключены;
вытянута в первое положение-включены габаритный свет в подфарниках(или ближний свет в фарах в зависимости от положения кнопки 1 ножного переключателя света фар) и в задних комбинированных фонарях,а также освещение номерного знака;
вытянута во второе положение до упора-включены свет фар,габаритный свет в соответствующих отсеках задних комбинированных фонарей и освещение номерного знака.
При первом и втором положениях ручки поворотом ее по часовой стрелке включают лампочки освещения шкал контроль-измерительных приборов и плавно регулируют яркость освещения.
Кнопка 1 переключателя света фар находится около ступни левой ноги шофера,на наклонном полу кузова.
Работа ножного переключателя света зависит от положения ручки центрального переключателя.Если ручка вытянута в первое положение ,то последовательным нажатием на кнопку 1 переходят от света подфарников на ближний свет фар (и наоборот); при втором положении ручки-переключают ближний свет фар на дальний (и наоборот).
При включении дальнего света фар шофер получает <<синий>> световой сигнал от фонаря,помещенного в правом верхнем углу комбинации приборов.
Трехпозиционный включатель 30 (тумблер) предназначен для включения дополнительных фонарей света стоянки ,укрепленных на задних стойках кузова.Установкой ручки включателя в правое или левое положение включается лампа фонаря,помещенного на соответствующей стороне кузова автомобиля( одновременное включение обоих фонарей исключено).
Фонарем света стоянки следует пользоваться с целью экономии расхода энергии аккумуляторной батареи (при выключенном габаритном освещении) при стоянке автомобиля на обочине дороги длительное время. При этом обязательно включать именно фонарь на той стороне автомобиля ,с которой возможен беспрепятственный проезд транспорта всех видов.
Цилиндр включателя 9 зажигания может быть установлен с помощью ключа в одно из четырех положений .В трех положениях цилиндр фиксируется, а в четвертом удерживается усилием руки.Из исходного положения (прорезь в цилиндре замка расположена вертикально) цилиндр замка может быть повернут по часовой стрелке последовательно в два положения .При повороте до первой фиксации (щелчка)замыкаются цепи зажигания и радиоприемника; при повороте в следующее положение (до отказа) остается включенной цепь зажигания и включается стартер (радиоприемник выключен). При выключении стартера (т.е. при при ослаблении нажима пальцев руки на ключ) цилиндр замка возвращается в предыдущее положение усилием спиральной цилиндрической пружины,помещенной внутри корпуса замка.
При повороте цилиндра замка из исходного положения против часовой стрелки до фиксации (щелчка) включается цепь только радиоприемника.
Ручка 5 управления воздушной заслонкой карбюратора используется при пуске в ход и последующем прогреве холодного двигателя. При вытягивании ручки на себя до отказа воздушная заслонка закрывается.
Рукоятка 10 управления жалюзи радиатора позволяет позволяет менять положение сердцевины радиатора,открытую для сквозного прохода через нее воздуха. При выдвинутой до упора в кронштейн рукоятке створки жалюзи устанавливаются перпендикулярно сердцевине радиатора, и она практически полностью открыта для прохода воздуха. При необходимости форсирования теплового режима работы двигателя следует потянуть на себя рукоятку,установив ее в одно из шести фиксирующихся положений(фиксатор размещен в кронштейне рукоятки).
Рычаг 16 переключения передач может быть установлен в одно из положений,схема которых нанесена непосредственно на его головке.При перемещении рычага вправо от нейтрального положения для последующего включения передачи заднего хода требуется преодолеть сопротивление пружины специального упора.Этот упор предохраняет от случайного включения передачи заднего хода при движении автомобиля вперед.
Пи включении передачи заднего хода автоматически включаются задние сигнальные лампы в отсеках света заднего хода комбинированных задних фонарей, освещающие также дорогу в непосредственной близости от автомобиля.
Для заблаговременной сигнализации о предпринимаемом маневре или повороте автомобиля служит рычаг 14 переключателя световых мигающих указателей поворотов.
Для сигнализации о намерении повернуть автомобиль направо рычаг 14 перемещают вверх до упора,а для сигнализации о повороте налево-вниз.Помещенная в левом верхнем углу комбинации приборов 23 контрольная лампа с рассеивателем зеленого цвета дублирует мигающий свет включенных указателей поворотов.
Механизм переключателей указателей поворотов устроен таким образом,что при выходе автомобиля из поворота на прямую рычаг 14 автоматически возвращается в среднее(нейтральное) положение и мигающие световые сигналы фонарей выключаются.
Вытяжную рукоятку 35 привода ручного тормоза для затормаживания автомобиля вытягивают на себя до отказа.Для последующего оттормаживания поворачивают рукоятку по часовой стрелке до упора.
После 1973 года на Москвичах вместо вытяжной рукоятки привода ручного тормоза применяется рычаг 3,расположенный на туннеле пола кузова,между передними сидениями.Для затормаживания автомобиля охватывают рукоятку рычага и большим пальцем руки нажимают на кнопку 37 предохранительной защелки,а затем поворачивают рычаг снизу вверх.В этом положении рычага включается контрольный фонарь(светофильтр красного цвета) в верхней части шкалы комбинации приборов 23.
Следует отметить,что упомянутый контрольный фонарь в комбинации приборов предназначен для сигнализации об аварийном выходе из строя одной какой-либо ветви системы раздельного гидропривода тормозов на автомобилях,оборудованных такой системой.Включение этого фонаря при каждом затормаживании автомобиля ручным тормозом используется в качестве способа систематического контроля исправности его лампочки и проводки.
Ручка 8 центрального переключателя света может быть установлена в одно из следующих фиксируемых положений:
вдвинута до упора в гайку крепления переключателя-приборы освещения выключены;
вытянута в первое положение-включены габаритный свет в подфарниках(или ближний свет в фарах в зависимости от положения кнопки 1 ножного переключателя света фар) и в задних комбинированных фонарях,а также освещение номерного знака;
вытянута во второе положение до упора-включены свет фар,габаритный свет в соответствующих отсеках задних комбинированных фонарей и освещение номерного знака.
При первом и втором положениях ручки поворотом ее по часовой стрелке включают лампочки освещения шкал контроль-измерительных приборов и плавно регулируют яркость освещения.
Кнопка 1 переключателя света фар находится около ступни левой ноги шофера,на наклонном полу кузова.
Работа ножного переключателя света зависит от положения ручки центрального переключателя.Если ручка вытянута в первое положение ,то последовательным нажатием на кнопку 1 переходят от света подфарников на ближний свет фар (и наоборот); при втором положении ручки-переключают ближний свет фар на дальний (и наоборот).
При включении дальнего света фар шофер получает <<синий>> световой сигнал от фонаря,помещенного в правом верхнем углу комбинации приборов.
Трехпозиционный включатель 30 (тумблер) предназначен для включения дополнительных фонарей света стоянки ,укрепленных на задних стойках кузова.Установкой ручки включателя в правое или левое положение включается лампа фонаря,помещенного на соответствующей стороне кузова автомобиля( одновременное включение обоих фонарей исключено).
Фонарем света стоянки следует пользоваться с целью экономии расхода энергии аккумуляторной батареи (при выключенном габаритном освещении) при стоянке автомобиля на обочине дороги длительное время. При этом обязательно включать именно фонарь на той стороне автомобиля ,с которой возможен беспрепятственный проезд транспорта всех видов.
Для управления работой стеклоочистителя предназначен ручка 6 закрепленная на валике включателя электродвигателя.
Ручка 6 может быть повернута в одно из трех положений: стекло-очиститель выключен медленное,и быстрое движение щеток 26. При вращении ручки 6 по часовой стрелке скорость вращения якоря элект родвигателя стеклоочистителя увеличивается.При выключении стеклоочистителя его щетки автоматически устанавливаются в нижнее исходное положение.Если ветровое стекло забрасывается дорожной грязью,то следует включить омыватель ветрового стекла — вытянуть до отказа левой ру кой ручку 7 штока насоса омывателя,а затем быстро отпустить ее.